Замечать
достижения, подчеркивать сильные стороны, а не ошибки и не упрекать. Нам под
силу смягчить школьный
стресс своего ребенка, оставаясь
требовательными по делу.
Не торопиться
«Ребенок постоянно развивается, - напоминает детский
психолог Татьяна Бедник. - Этот процесс может происходить очень активно, зато
в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка.
Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок
сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить,
стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая
ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются
слабости».
Извлекать пользу из
ошибок
Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает.
Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда.
«Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно
понимать, что именно привело к ошибке, советует возрастной психолог Андрей
Подольский. Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома
упражнение, пересказать плохо усвоенный урок.
Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но
никогда не делайте задание вместо него, делайте вместе с ребенком. «Хорошо,
когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, уточняет
психолог Тамара Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или
сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите
литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с
родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать,
ошибаться и самому искать новые решения». «Нет ничего более успокаивающего
и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, - добавляет
Татьяна Бедник. - Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и
комментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундаментальных
способов обучения!» Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда
выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, который,
в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать школьный стресс на расстоянии.
Планировать вместе
«В какое время лучше делать уроки; взяться
сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать
рабочее место - именно родители должны научить ребенка планировать свою
ежедневную жизнь, - говорит школьный психолог Наталья Евсикова. - Это
поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться
за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его
работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать
именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время
и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это
делается, и делать это вместе с ним.
Создавать мотивацию
Ребенку интересно, если он хорошо понимает,
зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, - советует
Тамара Гордеева. - Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем
занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет
ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы.
He требуйте многого, если вам самим учиться,
читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте
свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его
внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления
детской мечты, - уточняет Андрей Подольский. - Ты хочешь быть кинорежиссером
или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного
искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию...
Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться
до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».
Воспитывать не подавляя
Не раздражаться из-за неудач и избегать
чрезмерной опеки - так можно было бы сформулировать двойное правило
педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на
велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем
и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, - и так до
тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных
дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что
интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И,
почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную
- так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития».
НАТАЛЬЯ ЗАГОРСКАЯ
www.psychologies.ru
|