Пятница
26.04.2024
02:28
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт
Назаренко Ларисы Николаевны
МОАУ гимназия № 1 
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
методическая копилка »
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро Д.
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [22]

Block title
Block content

Кнопочка сайта
Сайт Назаренко Л.Н..

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35

Новости образовани

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок литературного чтения
[ Скачать с сервера (99.0 Kb) ] 27.03.2015, 02:58

 

Учебный предмет: литературное чтение,3 класс

УМК  «Школа 2100»

Тема урока: стихотворение И.Бунина «Розы»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

  • познакомить детей с  творчеством И.А.Бунина;
  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
  • воспитывать самостоятельную творческую активность;
  • прививать любовь к русской поэзии;

Ожидаемые результаты :

Предметные:

-   получить представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

    научиться:

-  использовать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, 

    наблюдательность, образное мышление, индивидуальные     познавательные способности каждого ученика;

-   самовыражаться с помощью  поэтических находок, совершенствовать творческое воображение, внимательно относиться

    к  слову;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что 

  понравилось из прочитанного и почему);

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

 

  Метапредметные:

  Познавательные

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- под руководством учителя продолжить знакомство с литературоведческими терминами

- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи 

- структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные

- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях

- понимать задаваемые вопросы

- выражать свою точку зрения

- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

 - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

 

Личностные

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения.

 

 

Оборудование:

  • интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска)
  • учебник «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, часть 1
  • фонограмма стихотворения «Розы» Бунина
  • фонограмма «Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик»

 

 

 

 

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

 

Мотивация к деятельности

 ( Зажечь свечу)

 Ребята, я предлагаю вам посмотреть на пламя свечи. Подумайте о чем-то светлом. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит ваши души от бед, злобы, жадности, поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

 

 

Регулятивные

Мотивационная и эмоциональная готовность  к учебной деятельности.

 

 

Этап проблематизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя о писателе

 

Посмотрите внимательно и прочитайте слова. Используя их, скажите, чему будем учиться на уроке?

Уметь: выразительно

             с чувством

             правильно

             без ошибок

( будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы)

 

Сегодня на уроке чтения мы прикоснемся к творчеству замечательного русского  поэта Ивана Алексеевича Бунина, откроем мир бунинской поэзии, через поэтическое слово попытаемся увидеть красоту родной русской природы.

   И.А. Бунин родился 10 октября в 1870г. В Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 г. В Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травинка, любой цветок были чем-то живым . В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки. Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.

- Прочитайте название произведения, которые мы сегодня будем изучать.

- Давайте предположим, о чем будет это стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают

 

Дети высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Принятие цели и планирование действий.

 

 

 

Регулятивные

прогнозирование

 

 

Прослушивание стихотворения

Подготовка к восприятию

 – Сейчас вы услышите стихотворение «Розы».

 (чтение стихотворения учителем)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение)

-Расскажите, какие картины вы представили, когда читали стихотворение.

(Описывается летняя природа.)

– - О чем это стихотворение? ( О летнем дне, о розах) Были ли мы правы в своих предположениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Умение формулировать учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Будем читать стихотворение по строфам и найдём строчки, в которых можно увидеть краски и услышать звуки летнего дня.

 

1-ая строфа:

– Каким вы видите день? Что значит «пламенный день»?

(Летний, солнечный, жаркий день.)

– Как необыкновенно поэт пишет об облаках. Попробуйте это представить, нарисовать эту картину. Могут ли они «блистать»?

(Облака блистают в лучах солнечного дня.)

– Как поэт говорит о розах? Можно ли догадаться какого они цвета?

(Розы, как две чаши полные огня. Они красного цвета.)

– Как вы думаете, только ли цвет роз имел в виду И. Бунин, говоря о «чашах, полных огня»? что это за «огонь»?

( Розы только что раскрылись, в их бутонах огонь жизни, огонь любви ко всему живому, огонь радости от встречи с миром…)

– Обратите внимание на тире – знак паузы. Как вы расставите логическое ударение при чтении? Прочитайте!

(Две розы // – две чаши /, полные огня. //)

                               

2-ая строфа

–  Как поэт говорит о доме? Что значит сумрак?

( Дом тёмный, сумрачный, мрачный, а розы его украшают.)

–  Почему нас не пугает, не портит нашего настроения этот «прохладный сумрак дома»?

( В нём прохлада, там можно укрыться от жары, в его окна «глядит зелёный сад», о саде говорится как о живом существе.)

–  Что значит «знойный сад»?

(  Он залит солнечным светом.)

–  Как вы думаете, в какое время лета поэт оказался в этом доме, в этом саду? Что на это указывает?

( Конец июня – начало июля. В это время косят травы, начинается сенокос.)

–  Попробуйте истолковать слово истома.

( Усталость, вялость, нега.)

–  «Истома струила сладкий аромат». Что это за аромат сена? Почему он сладкий?

(Запах трав, цветов, он очень приятный.)

–  Может ли аромат «струится»? быть может, следовало бы сказать по-другому, например:

 

               издавала сладкий аромат:

               источала сладкий аромат;

               доносила сладкий аромат.

 

– Что значит струиться? Подберите однокоренные слова.

( Струиться – струйный – струя. Значит, двигаться тонкой струйкой. Так говорят о воде.)

– Как же истома «струила аромат»?

(Тонкими струйками доносил аромат воздух, он двигался, запахи проникали в окно.)

– Не только краски летнего дня – яркие, сочные, но и запахи летнего дня мы чувствуем, читая стихотворение И. Бунина.

 

3-я и 4-я строфы:

 

– Какие звуки летнего дня вы услышали, прочитав эти два четверостишия?

(Раскаты грома, жужжание пчёл, мух.)

– Как поэту удаётся донести до нас звуки – раскаты грома, шум ливня?

Чтение 4-ой строфы:

– И. Бунин рисует в этих строфах картину летней грозы. Какая она?

(Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание…)

– Как вы понимаете строчки:

 

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их?

 

–  С какой интонацией следует читать эти части? В каком ритме?

– Первую – с лёгкой тревогой: ритм ускорен. Вторую – радостно, чуть торжественно, приподнято…

Попробуйте прочитать.

 

5-ая строфа:

 

–  И снова мы видим розы – прекрасные цветы, но какие они теперь?

( Они завяли.)

–  Недолгая жизнь у цветов. И всё же, какими мы видим розы?

( Они улыбаются сквозь слёзы, глазами полными огня.)

–  Поэт употребляет слово очи вместо глаза. Как вы думаете почему?

(Очи – так называют очень красивые глаза, чаще в сказках, это высокий поэтический слог.)

– Можно ли сказать, как относится к розам сам поэт И. Бунин?

(  Он их любит, и сожалеет об их короткой жизни.)

–  Какую интонацию вы выбираете для чтения последнего четверостишия?

( Лёгкая грусть, печаль.)

Попробуйте прочитать.(самостоятельное чтении, работа в парах)

 

Вспоминают правила работы в группе:

1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2.Выслушать мнение каждого.

3.Найти общее решение.

 

 

Дети работают в группах по карточкам и  проводят анализ текста, отмечают сложные для понимания слова, проводят лексическую работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

 

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

 

Коммуникативные

Умение  работать в группе, учитывать позицию товарищей, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

 

Умение контролировать действия партнеров.

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

 

 Работа над средствами выразительности

 

            Стихи – это особенная речь, это произведение, написанное в стихотворной форме.

А теперь посмотрим, какие художественные средства использует    И.А. Бунин..

-Можно сказать, что стихотворение И.Бунина наполнено картинами – образами и чувственными образами; он их нашел, заметил и дает нам увидеть, почувствовать это!

- Какими художественными приемами пользуется автор? Назовите их!

 -Эпитеты – слова, свойственные поэтической речи, позволяющие глубже почувствовать, понять текст.

-Сравнение – помогает увидеть новые стороны в знакомых предметах, явлениях.

-Олицетворение.

-Повторы.

-Итак, найдите эпитеты, которыми пользуется автор.(Пламенного дня, знойный сад, громовый гул, сладкий аромат.)

-Ливни голубые. (Как вы понимаете? Ведь ливень – это сильный дождь, а какой он у Бунина?)

-Зеркально-зыбкий, исчезающий на воде. (т.е. какой блеск?)

-Томные головки.

-Попробуем найти сравнения.

  • Две розы – две чаши
  • Слёзы – роса…

-Иван Бунин использует приём олицетворения. Прочитайте:

  • Сад глядел в окно дома!

-Вот когда мы удивились!

  • Пчелы пели.

-Очень поэтичные образы!

  • Розы млели
  • Улыбались очами!

- Какие слова повторяет поэт? Зачем? (Чтобы усилить впечатление от найденного образа.)

-Поднимите руки, кому строчки Бунина помогли увидеть этот день?

-Что ещё передаёт автор в своём стихотворении?

-Что мы чувствуем? (Запах!) И не просто запах, а …. Как пишет об этом автор? (Сладкий аромат душистого сена, летнего дня.) И это не всё!

-Прочитайте строчки, в которых мы слышим звуки летнего дня! (Дети читают.)

(Мы слышим этот день!)

Итак, при помощи художественных средств: сравнений, олицетворений и эпитетов автор помог нам  распахнуть окно в сад навстречу летнему дню: мы его увидели, услышали его звуки, почувствовали аромат!

 Вот так богатое воображение, талант и трудолюбие рождает гениальность и неповторимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

 

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над выразительным чтением

( работа в паре)

            А теперь перед нами еще одна задача – исполнительская.

            Отметим места постановки пауз. / – короткая пауза. Ставится после запятых, тире. // – более длительная пауза. Ставится после точек, вопросительных и восклицательных предложений и после отточий.

            Зачем нужны паузы? (Пауза – это остановка в речи; пауза выделяет фразу, придает завершенность мысли).

            А теперь подчеркнем слова, которые на ваш взгляд нужно произнести с особым логическим ударением. Прочитаем стихотворение про себя, а теперь выразительно вслух.

 – Прочитайте стихотворение вслух.

 

Ученики готовятся в группах читать выразительно стихотворение: расставляют паузы, расставляют логическое ударение

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

 

 

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 

 

Работа в группах

Творческая работа

- О чем думал поэт, когда создавал это стихотворение? Узнать вы можете, если работая в группах, вы найдете нужное высказывание , составите цветок при помощи этих высказываний. А еще я предлагаю вам дорисовать получившийся рисунок красками летнего дня.

  • И.А.Бунин радовался жизни
  • И.А.Бунин радовался красоте лета
  • И.А.Бунин восхищался розами
  • И.А.Бунин любовался гармонией природы
  • И.А. восхищался красотою роз

( показ работ от каждой группы)

-Почему поэт говорит двух розах, а, к примеру не о трех или об одной?  ( Одна роза-это одиночество, слишком тоскливо. Двое,две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу )

 

 

 

Итог урока

- Почему И.А.Бунин назвал свое стихотворение « Розы», а не летний день? (Розы вдохновили поэта на творчество)

- Что можно прочитать между строк? (Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, нужно только это заметить)

- Я благодарю всех за работу

 

 

 

 

Домашнее задание

Дифференцированное.

 -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

  • Научиться читать стихотворение выразительно.
  • Выучить наизусть.
  • Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.

 

 

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Авторы: Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс. Методические рекомендации для учителей
  2. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Книга для чтения в 3 классе, часть1 «В одном счастливом детстве»
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для

    учителя    - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: росвещение,

       2009.)

  1.  Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4классы: учим младших школьников понимать художественный текст.

         М.: Эксмо, 2007. – 228 с.

     5.   Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.

Категория: Мои файлы | Добавил: lorik1975
Просмотров: 1079 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время

Скоро праздник!
Осталось...

Отличник
Отличник

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методсовет

    Сайт