Начальная школа – стартовая ступень образования.
Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности .
Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и ученой
деятельности, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых
компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей
жизни.
Базовой составляющей ключевых
компетентностей является личностно-деятельностный компонент , который
применительно к
начальной
школе предполагает сформированность не только предметных, о и метапредметных
умений.Главное внимание в формировании компетентностиличности младшего
школьника должно быть уделено именно деятельности.
Компетентность не замыкается только на
обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной
деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность, которая также
является основным результатом начальной ступени образования.
В соответствии с концепцией
образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают :
§ Предметные
результаты ( знания и умения, опыт творческой деятельности в области конкретных
учебных предметов и др);
§ Метапредметные
результаты ( способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких
предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях);
§ Личностные
результаты ( система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др)
Оценка достижений требований к освоению
образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется
на основе критериально - ориентированного подхода. Это означает, что для
ребенка задана идеальная модель его достижений. Каждый из детей продвигается по
пути приближения к заданной модели, но на своем уровне. В качестве критериев
для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или
требования к результатам образования. Отслеживание продвижения каждого ребенка
по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в
компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным;
в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.
Разрабатываемая система оценки
достижений требований к результатам образования должна включать различные формы
и способы. Это означает полноту и адекватность проверки достижения требований
стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода.
В стандарте начального образования
второго поколения предложена следующая оценка уровня результатов:
неудовлетворительный, удовлетворительный; хороший; отличный или: ниже базового,
базовый, повышенный, высокий. Эти уровни отличаются от принятой на сегодня
пятибалльной системы оценки и позволяют представить качественную интерпретацию
результатов обучения в начальной школе.
Система оценки представлена
субъективными и объективными методами. Субъективная оценка предполагает
фиксацию субъективно значимых результатов деятельности ученика. Ее методами
являются портфолио, результаты участия в олимпиадах и соревнованиях,
выполненные проекты.
Объективная оценка предполагает
стандартизированное тестирование и стандартизированное анкетирование участников
образовательного процесса внешними экспертами ( администрацией – в процессе
аттестации учителя или аккредитации образовательного учреждения) либо самим
учителем с применением процедур стандартизированного контроля.
В содержание этих процедур включены
результаты освоения программ начального образования по математике, русскому
языку и чтению, окружающему миру; общеучебные умения и способы учебной
деятельности; мотивации и личностные качества учеников.
Оценка должна служить главной цели –
стимулировать и направлять учебную деятельность школьника. Другими словами, при
деятельностном подходе необходимо говорить о формировании содержательной
оценки. Содержательная оценка позволяет устанавливать уровень и качество
продвижения ученика в учении, а также определять задачи для дальнейшего
продвижения.
По субъекту оценивания оценка может
быть представлена тремя видами:
§ самооценка;
§ взаимооценка;
§ учительская
оценка.
Одним из принципов деятельностного подхода к
оцениванию образовательных результатов является обеспечение приоритета
самооценки перед другими видами. Ученик всегда должен иметь возможность сначала
провести самооценивание работы. Самооценка начинается там, где ребенок сам
участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих
критериев к разным конкретным ситуациям
Таким
образом, в стандартах второго поколения ,воплощающих компетентностный подход в
образовании, проявились специфические особенности оценки результатов начального
образования:
§ предметом
оценки являются предметные, метапредметные и личностные результаты общего
образования;
§ основой
для оценки являются требования к результатам начального образования, выраженные
в ключевых компетентностях ученика и не дифференцированные по учебным
предметам, а также требования к усвоению общеобразовательных программ,
отражающих предметное содержание начального образования по математике, русскому
языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному
искусству, музыке;
§ ориентация
оценки на деятельностный подход;
§ комплексный
подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в
образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса учащихся
Список
литературы:
1.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в Москве.- М.: Центр «Школьная книга», 2012.- 216с.
2.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: Пособие для учителя / А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151с.
3Оценка
результатов начального образования в условиях компетентностного подхода.
Методическое пособие для учителей начальных классов/ Под общ. Ред.
Н.В.Калининой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2011- 144с.
|