Пятница
03.05.2024
18:00
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт
Назаренко Ларисы Николаевны
МОАУ гимназия № 1 
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
методическая копилка »
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро Д.
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [22]

Block title
Block content

Кнопочка сайта
Сайт Назаренко Л.Н..

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35

Новости образовани

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Оценка результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода.
17.04.2013, 12:21

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности . Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и ученой деятельности, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

         Базовой составляющей ключевых компетентностей является личностно-деятельностный компонент , который применительно к

начальной школе предполагает сформированность не только предметных, о и метапредметных умений.Главное внимание в формировании компетентностиличности младшего школьника должно быть уделено именно деятельности.

         Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность, которая также является основным результатом начальной ступени образования.

         В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают :

§  Предметные результаты ( знания и умения, опыт творческой деятельности в области конкретных учебных предметов и др);

§  Метапредметные результаты ( способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

§  Личностные результаты ( система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др)

Оценка достижений требований к освоению образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально - ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Каждый из детей продвигается по пути приближения к заданной модели, но на своем уровне. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным; в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.

         Разрабатываемая система оценки достижений требований к результатам образования должна включать различные формы и способы. Это означает полноту и адекватность проверки достижения требований стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода.

         В стандарте начального образования второго поколения предложена следующая оценка уровня результатов: неудовлетворительный, удовлетворительный; хороший; отличный или: ниже базового, базовый, повышенный, высокий. Эти уровни отличаются от принятой на сегодня пятибалльной системы оценки и позволяют представить качественную интерпретацию результатов обучения в начальной школе.

         Система оценки представлена субъективными и объективными методами. Субъективная оценка предполагает фиксацию субъективно значимых результатов деятельности ученика. Ее методами являются портфолио, результаты участия в олимпиадах и соревнованиях, выполненные проекты.

         Объективная оценка предполагает стандартизированное тестирование и стандартизированное анкетирование участников образовательного процесса внешними экспертами ( администрацией – в процессе аттестации учителя или аккредитации образовательного учреждения) либо самим учителем с применением процедур стандартизированного контроля.

         В содержание этих процедур включены результаты освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру; общеучебные умения и способы учебной деятельности; мотивации и личностные качества учеников.

         Оценка должна служить главной цели – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника. Другими словами, при деятельностном подходе необходимо говорить о формировании содержательной оценки. Содержательная оценка позволяет устанавливать уровень и качество продвижения ученика в учении, а также определять задачи для дальнейшего продвижения.

         По субъекту оценивания оценка может быть представлена тремя видами:

§  самооценка;

§  взаимооценка;

§  учительская оценка.

Одним из принципов деятельностного подхода к оцениванию образовательных результатов является обеспечение приоритета самооценки перед другими видами. Ученик всегда должен иметь возможность сначала провести самооценивание работы. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям

Таким образом, в стандартах второго поколения ,воплощающих компетентностный подход в образовании, проявились специфические особенности оценки результатов начального образования:

§  предметом оценки являются предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования;

§  основой для оценки являются требования к результатам начального образования, выраженные в ключевых компетентностях ученика и не дифференцированные по учебным предметам, а также требования к усвоению общеобразовательных программ, отражающих предметное содержание начального образования по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке;

§  ориентация оценки на деятельностный подход;

§  комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса учащихся

Список литературы:

 

1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Москве.- М.: Центр «Школьная книга», 2012.- 216с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151с.

3Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода. Методическое пособие для учителей начальных классов/ Под общ. Ред. Н.В.Калининой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2011- 144с.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lorik1975
Просмотров: 1327 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время

Скоро праздник!
Осталось...

Отличник
Отличник

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методсовет

    Сайт